Геймификация — делать или нет? История Ratatype
Геймификация — это использование игровых механик в неигровых ситуациях и продуктах.
Элементы игры все плотнее входят в нашу повседневную жизнь. Например, мы можем делать
покупки в каком-то одном супермаркете только потому, что нам надо собрать коллекцию
героев из «Звездных войн» или все время платим картой mastercard чтобы заработать баллы.
Геймификация позволяет улучшить поведенческие факторы вашего сайта и вовлечь
пользователя. Собственно поэтому мы и решили немного добавить фана и в наш продукт
— клавиатурный тренажер Ratatype.
Немного истории
Пару лет на сайте в интерфейсе и логике ничего не меняли, так как он был сделан круто,
стильно, модно, молодежно. Но время идет, и продукт надо развивать. Проанализировав сайт,
аудиторию и ее поведение, мы поняли, что учиться печатать, конечно, хорошо, но еще лучше
это делать с долей фана и соревнования.
Каждый курс на Ratatype состоит из нескольких уроков (в разных языках разное количество
уроков, минимальное в английском — 15). А каждый урок содержит несколько упражнений от 5
до 23.
Как мы пришли к геймификации
Прошел упражнение — увидел, сколько совершил ошибок и какая твоя скорость. Хороший
результат или не очень — непонятно. Мотивации пройти еще раз нет. Чтобы пользователи не
скучали и старались улучшить свои навыки, мы решили добавить элемент геймификации в
процесс обучения. Идея очень простая — после прохождения упражнения награждать
пользователя звездочками.
А так прошел упражнение, увидел свою скорость и количество ошибок, но почему-то не
получил все звезды. Значит, можно улучшить результат и перепроходишь упражнение еще
раз.
С идеей определились, теперь надо было продумать механику и решить, какое количество
звезд использовать.
Детали разработки
Сначала, конечно же, посмотрели, как у других, в том числе конкурентов. Поняли, что в
основном дают 3 или 5 звезд. Посмотрели самые популярные игры (например, Cut the rope и
Angry birds), там было по 3 звезды.
Решили делать 3 — это проще.
Механика
За что, собственно, давать звезды?
- У нас, например, чтобы пройти упражнение, надо набирать текст быстрее 50 зн./мин и совершить не более двух ошибок. Значит, первую звезду можно давать просто за прохождение упражнения.
- Мы считаем, что минимальность ошибок важный фактор в скорости печати. Печатаешь
без ошибок — значит, не отвлекаешься на их исправление, значит, печатаешь быстрее.
Вторая звезда — за 0 ошибок и минимальную скорость. - А третью решили давать за скорость при совершении не более двух ошибок. Порог скорости установили везде разный.
- Посмотрели, с какой скоростью пользователи проходят упражнения.
- Свели все в одну таблицу Excel.
- Разбили скорость на диапазоны от 50 зн./мин и до максимума с шагом в 10.
- Решили, что третью звезду смогут получить примерно 30% от всех пользователей, а
у остальных будет стимул перепройти упражнение. - Определили порог на каждое упражнение согласно предыдущему пункту.
Дизайн
Казалось бы, что тут думать? Звезды и все тут, нарисовал, покрасил в нужный цвет — готово.
А неееет, ценность нашей компании «Хорошо или никак» не дает такое делать. Просто звезды
— слишком банально и в них нет души. Поэтому мы решили создать команду помощников для
нашего героя: звездочку (куда ж без нее), мишень и молнию.
Получились живые герои, которые, к тому же, появляются с анимацией.
Кроме того, переделали представление уроков в личном разделе, чтобы было видно итоговый
результат по каждому уроку и упражнению в частности.
Программирование
Старались делать больше меньшими средствами, и все равно процесс занял примерно 1
месяц, но это с учетом тестирования и правок. Кстати, тестировщиков у нас нет, поэтому
данную функцию выполняет сам программист и менеджер. Над проектом работал 1 senior
программист, ниже немного деталей по проекту:
- Скорость и количество ошибок задается в админке, в настройках упражнения.
- Награда пользователя по прохождению строки записывается в базу в виде числа 1-4.
- Расчет наград за целый урок (по совокупности пройденных упражнений) ведется на
выводе, на тех страницах, где это нужно показать. - При определении награда за урок дается, если все строки урока содержат эту же награду.
Например, получить мишень можно, только если все упражнения урока были пройдены
без ошибок. - Анимация происходит за счет изменения свойств css наград и управляется на JS. Состоит
из 3 одинаковых по своей логике циклов для отображения 3 наград и запускается спустя
0,3 сек после обработки на ajax результатов прохождения упражнения и вывода их в
модальное окно.
Результат
Если вы ожидали увидеть здесь супер-графики роста посещаемости, то вынуждена вас
огорчить. Мы добавили небольшой элемент игры в одно из мест на сайте, и в большей
степени это повлияло не на посещаемость, а на поведенческие тех пользователей, которые
уже ходили к нам. Поэтому аналитику смотрели в основном по вернувшимся пользователям. В
данном случае сравнивали 2 недели до закачки обновлений и после (дата Ч — 27 апреля).
Итак, что изменилось?
Итак, что изменилось?
- Выросло количество просмотров страниц на 3%.
- Выросло среднее время нахождения на сайте на 4%.
- Выросло количество страниц на один сеанс на 3%.
- Уменьшился показатель отказов на 5%.
А вот сравнение 2 месяца до и после обновления.
Почему стоит геймифицировать ваш продукт
- Вы становитесь ближе к пользователю. Классно делать продукт с каким-то героем. Вы можете взять животное и придумать оригинальное имя, которое будет ассоциироваться с вашим брендом. Можно придумать какого-то чудика или монстра.
- Повышается узнаваемость бренда. Помните скрепку-помощника в ворде, ну классная же была. Можно оживлять любой предмет — главное не боятся и не ограничивать фантазию.
- Увеличивается вовлеченность пользователя. Все просто: герои, награды, бейджи, баллы, фишки, очки и т. д. манят пользователя приходить к вам снова и снова. Проводить больше времени на сайте или зарабатывать очки с помощью 5 покупок в онлайн-магазине, или пробежать 5 километров, чтобы получить такой долгожданный бейдж. В этом поле очень много пространства для экспериментов.
- Немного веселья во время работы еще никому не мешало. Позвонил 30 клиентам — получи монетку в админке, первым выставил счет — забери конфету, задеплоил фичу — +1 в карму. Небольшие мелочи привносят в работу сотрудников фан и азарт. А если еще все это сдобрить остроумными и ободряющими фразами, эффект будет еще круче!
На этом все, пойду пробегу свои 10 км, а то круги не закрыты.
P. S. Следующая статья будет про email-рассылки, в которых мы активно задействовали
наших героев. Кстати, Ratatype существует еще на украинском, русском, французском и
испанском языке. Так что можете пойти потренироваться.
Комментарии
Отправить комментарий